Классно-урочная система( обучения)

Классно-урочная система( обучения)
   — организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Осн. формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и образовательными программами. Уроки проводятся по твёрдому расписанию, составленному на основе учебного плана. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытные участки.
   Исторически К.-у.с. обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповой системам, не обеспечивающим охвата большого числа учащихся. Утверждение К.-у.с. обучения относят к деятельности страсбургской школы И. Штурма (1538). К.-у.с. обучения была принята также в иезуитских школах и коллегиумах. В 20-30-х гг. 16 в. применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Саксонии и других странах; позже в братских школах. Теоретическое обоснование К.-у.с. обучения дал Я.А. Коменский. Во 2-й половине 18 в. К.-у.с. обучения широко распространилась в школах России. В "Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ" (1782) и Уставе народных училищ 1786 К.-у.с. рассматривалась как осн. организационная форма учебной работы.
   Развитие К.-у.с. обучения в России в 19 в. связано гл.о. с трудами К.Д. Ушинского. В качестве достоинства К.-у.с. обучения отмечаются: организационная упорядоченность системы обучения и руководства ею, систематический и последовательный характер овладения содержанием образования. Вместе с тем ориентировка К.-у.с. обучения на среднего ученика создаёт трудности для слабых и задерживает развитие более сильных учащихся. Поэтому методика и техника урока в классе предполагает индивидуализацию заданий и задач, эффективные приёмы организации внимания более или менее развитых учащихся.
   Творческие поиски учёных-педагогов и учителей направлены на совершенствование К.-у.с. обучения, поиски новых оптимальных организационных форм обучения, содействующих активизации умственной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности, осуществлению индивидуального подхода к учащимся и т.д.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 120-121)
   См. также Класс
   Ч421.260

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Классно-урочная система( обучения)" в других словарях:

  • КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — КЛАССНО УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ. Организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок, а содержание обучения в каждом классе… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — организация учебных занятий в школе, при которой обучение проводится с классом учащихся по разработанным учебным программам школьных предметов и твердому расписанию, а основной формой занятий является урок. Сложилась с 16 в., впервые научно… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Классно-урочная система обучения — Классно урочная система обучения  преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие… …   Википедия

  • классно-урочная система обучения — организация учебных занятий в школе, при которой обучение проводится с классом учащихся по разработанным учебным программам школьных предметов и твёрдому расписанию, а основной формой занятий является урок. Сложилась с XVI в., впервые научно… …   Энциклопедический словарь

  • классно-урочная система обучения — klasės ir pamokos mokymo sistema statusas T sritis švietimas apibrėžtis Istoriškai susiformavusi mokymo tvarka, kai per pamoką frontaliai mokoma pastovi ir amžiumi bei išsilavinimu panaši mokinių grupė. Ši mokymo sistema pradėjo formuotis XVII a …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА обучения — организация уч. процесса, при к рой учащиеся группируются в отд. классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Осн. формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется уч. планами и программами. Уроки проводятся… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Классно-урочная система обучения —         организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), классы, а ведущей формой обучения является Урок …   Большая советская энциклопедия

  • КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — организация учебного процесса, при к рой обучение проводится в классах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе… …   Педагогический словарь

  • Классно-урочная система обучения — организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА — форма обучения, предусматривающая работу педагога с группами учащихся установленного и постоянного состава (классами). В течение академического часа, именуемого уроком, педагог осуществляет контроль освоения предыдущего материала, сообщает новые… …   Профессиональное образование. Словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»